Служба судебных приставов как налогоплательщика

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Служба судебных приставов как налогоплательщика?».

Служба судебных приставов как налогоплательщика

Осуществляя контроль за исполнением налогоплательщиками своих обязанностей по уплате налогов и сборов, налоговые органы в случае неуплаты или неполной уплаты соответствующими лицами налога или сбора в установленный срок, руководствуясь требованиями ст. ст. 45 и 46 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, путем направления в банк инкассового поручения (распоряжения) на списание в бесспорном порядке и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или его налогового агента. В этом случае полномочия налогового органа по взысканию налога или сбора за счет имущества налогоплательщика существенно различаются в зависимости от того, является налогоплательщик организацией или физическим лицом.

Если налогоплательщиком является организация, налоговый орган руководствуется положениями п. 7 ст. 46 и ст. 47 НК РФ. В этом случае взыскание налога или сбора происходит за счет имущества налогоплательщика-организации по решению руководителя (его заместителя) налогового органа. В этих целях в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующее постановление налогового органа направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.

Данное постановление, оформленное в соответствии с требованиями Закона об исполнительном производстве (при наличии на нем отметки кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя), является исполнительным документом, который должен быть принят к исполнению судебным приставом-исполнителем.

Если налоговый орган принимает меры к обеспечению взыскания налога или сбора за счет имущества налогоплательщика, являющегося физическим лицом, он не вправе действовать в указанном выше порядке, т.е. обращаться непосредственно к судебному приставу-исполнителю.

В этом случае налоговый орган на основании ст. 48 НК РФ должен обратиться в соответствующий суд (п. 2) с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика — физического лица или налогового агента — физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

После этого взыскание налога или сбора на основании вступившего в законную силу решения суда производится в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, т.е. осуществляется судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства. По тем же правилам производится взыскание пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. N 324-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено ограничение суммы задолженности, при которой налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей с физических лиц.

Заявление о взыскании за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 1500 руб., а также по истечении срока исполнения всех требований по уплате, не исполненных физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма не превысила 1500 руб., налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

В целях организации взаимодействия ФССП России и ФНС России по реализации указанных выше положений НК РФ, Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, а также иных законодательных актов РФ заключено Соглашение ФНС России N ММ-25-1/9 и ФССП России N 12/01-7 от 9 октября 2008 г. «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».

В соответствии с данным Соглашением судебному приставу-исполнителю одновременно с исполнительным документом предоставляется необходимая для принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов информация о должнике-организации или должнике — индивидуальном предпринимателе:

1) об идентификационном номере (далее — ИНН) должника-организации;

2) о номерах его расчетных, текущих и иных счетов;

3) о наименовании и месте нахождения банков и иных кредитных организаций, в которых открыты его счета;

4) о его финансово-хозяйственной деятельности по установленным формам отчетности;

5) о его юридическом адресе и месте нахождения;

6) о фактических адресах, телефонах головной организации-должника и ее структурных подразделений;

7) о результатах мер по розыску должника и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу территориального органа ФНС России;

8) о наличии кассовых аппаратов.

При наличии также направляется копия протокола административного ареста имущества должника, произведенного налоговым органом в соответствии со ст. 77 НК РФ. Налоговые органы обязаны направлять также одновременно с постановлением о взыскании за счет имущества должника выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, соответствующую налоговую декларацию в том случае, когда налогоплательщик — юридическое лицо находится на упрощенной системе налогообложения и соответственно не представляет бухгалтерские балансы.

Характеризуя формы взаимодействия судебных приставов и налоговых органов, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что они в конечном счете определяются различиями в полномочиях налогового органа при взысканиях с налогоплательщиков — организаций и физических лиц и соответствующими различиями в процедуре осуществления такого взыскания, обусловленными положениями ст. 45 НК РФ, в соответствии с которой взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено законом, а взыскание налога с физического лица — в судебном порядке.

Важно отметить, что вышеуказанным соглашением предусмотрена возможность направления судебным приставом-исполнителем в соответствующий территориальный орган ФНС России заявления о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом, если он обоснует, что арест и реализация имущества, а также иные меры принудительного исполнения позволят в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ СО СЛУЖБОЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

студент 1 курса магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, КубГАУ,

студент 1 курса магистратуры, кафедра налогов и налогообложения, КубГАУ,

профессор, к.э.н., кафедра налогов и налогообложения, КубГАУ,

В настоящее время налоговая политика является важнейшим из звеньев экономической политики в целом, которое отвечает за регулирование экономических процессов в обществе. Для того чтобы достичь эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к современным условиям экономики и совершенствовать отдельные элементы в этой системе на основе выявленных проблем их функционирования.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики в нашей стране является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы страны и отдельно бюджетной системы каждого субъекта. В структуре бюджета субъектов, в доходной части, безусловно, главную роль играют налоговые доходы, о чем свидетельствуют основные характеристики бюджета Краснодарского края на 2016г., составленные в рамках «Основных направлений бюджетной политики Краснодарского края на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов». Если в 2014г. налоговые доходы составляли 77,8% от всех доходов краевого бюджета, то в 2015г. – 88,1%, в 2016г. планируется поддержание показателя на уровне 86,3%, в то время как удельный вес неналоговых доходов колеблется в пределах 3-4% [2].

Таким образом, для достижения результатов наиболее высоких, по сравнению с предыдущими годами, необходимо осуществление деятельности и работы в сфере повышения уровня налоговых поступлений, за счет которого будет достигнуто повышение доходов бюджета в целом.

Для реализации этой цели в первую очередь всегда рассматривается изменение налоговой политики в сторону расширения перечня налогооблагаемых объектов, повышения налоговых ставок, введения новых налогов, т.е. непосредственно применение экстенсивных методов, действие которых, как показывает практика, имеет недолгосрочный эффект. В свою очередь, недостаточно внимания уделяется использованию интенсивных путей, как например, поискам наиболее оптимальных способов взыскания тех сумм налогов, которые уже начислены и отражены в карточках расчетов с бюджетом налогоплательщиков, одним словом, взыскания уже имеющейся задолженности.

В основу практики по взысканию задолженности должен быть положен принцип оперативности. В его реализации большое значение имеет взаимодействие налоговых органов с правоохранительными органами (в частности с органами прокуратуры) и службой судебных приставов. По данным структуры совокупной задолженности в бюджетную систему РФ в разрезе мер осуществления взыскания на 01.07.2015 у судебных приставов на исполнении находилось 14% от всей задолженности в бюджет. Однако эффективность применения мер принудительного взыскания судебными приставами недостаточно высока и не достигает даже 25%, в то время как эффективность направленных требований составляет почти 50%, а выставления инкассовых поручений – 33%.

Сотрудничество налоговых органов со службой судебных приставов начинается с момента принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, в порядке, установленном ст. 47 и 48 НК РФ [1]. Взыскание задолженности по налогам и сборам за счет имущества должника – это заключительный этап при принудительном взыскании задолженности, который может быть применен только в случае недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, т. е. после применения ст. 46 НК РФ.

Несмотря на четкую формулировку и разграничение всех сроков взыскания, наличие нормативно регламентированного порядка применения норм при сотрудничестве налоговых органов со службой судебных приставов, существует ряд неоговоренных деталей и мероприятий, необходимых для строгого исполнения и эффективного взыскания в целях пополнения бюджета субъекта.

Взаимодействие налоговых органов со службой судебных приставов во многом определяет эффективность этой меры.Главная цель такого взаимодействия – повышение эффективности взыскания с юридических и физических лиц задолженности по различным видам налогов и в результате – пополнение бюджетов всех уровней и повышение эффективности налоговой политики РФ.

Поэтому ФНС России и ФССП России утвержден план совместных мероприятий по повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам на 2016 г., состоящий из 7 разделов, с указанием сроков исполнения каждого.

Согласно пункту «Основные показатели эффективности взаимодействия ФНС России и ФССП России» предполагается установить и обеспечить исполнение совместных показателей эффективности исполнительных действий в ходе применения ст. 47 НК РФ в размере 35%, в ходе применения статьи 48 Кодекса в размере 51%, в ходе наложения арестов по уведомлениям налоговых органов о наличии у налогоплательщика имущества, зарегистрированного на праве собственности, в размере 60%.

В рамках пункта«Организация межведомственного взаимодействия ФНС России и ФССП России» необходимо обеспечить проведение совместных совещаний ФНС России и ФССП России по вопросу координации совместных действий по взысканию задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. В 2015 году налоговыми органами Тульской области с подразделениями службы судебных приставов проведено более 160 совместных совещаний, на которых рассмотрено более 200 налогоплательщиков, имеющих задолженность в бюджет РФ более 747 млн.руб. По результатам рабочих встреч и совещаний поступления составили 316 млн.руб. (42%).

«Проведение сверки отдельных показателей ведомственной статистической отчетности» предусматривает проведение сверки отдельных показателей статистической отчетности по постановлениям налоговых органов о взыскании налоговых платежей, вынесенных в соответствии со статьями 47, 48 НК РФ.

Так, в результате ежеквартальных сверок в Приморском крае достигнуты значимые результаты совместной работы двух служб – всего в 2015 году в бюджетную систему Российской Федерации в ходе исполнительных действий по взысканию обязательных платежей за счет иного имущества организаций и физических лиц поступило 19,2 млн. руб. Регулярное отслеживание материалов дела снижает риск упущения сроков принудительного взыскания.

В соответствии с пунктом «Организация работы по совершенствованию законодательства РФ» предполагается рассмотрение вопроса о наделении налоговых органов полномочиями по приостановлению операций по счетам неплательщика-физического лица в кредитных учреждениях, по бесспорному списанию денежных средств с таких счетов, также о наделении соответствующих должностных лиц ведомств правом задержания транспортных средств неплательщиков с целью наложения ареста в порядке, установленном ст. 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» или ст. 77 НК РФ, и обращения на него взыскания.

Выработка этих рекомендаций, обязательных к применению, на федеральном уровне должна поспособствовать более эффективному осуществлению мер принудительного взыскания. Об этом свидетельствует результаты взаимодействия служб в нескольких субъектах РФ, в которых такие рекомендации для тесного сотрудничества двух служб уже широко применяются.

На основе изучения и рассмотрения результативности тесного взаимодействия налоговой службы и службы судебных приставов в других регионах предлагается проведение совместных межведомственных комиссий на территории Краснодарского края, по итогам которого можно будет судить о наиболее уязвимых точках сотрудничества служб. К тому же, принятая обязательной ежеквартальная сверка со службой судебных приставов в первом квартале показала, насколько разнятся показатели о проводимых исполнительных производствах и результатах взыскания, в связи с чем предлагается сведение всех результатов за период в сводную таблицу и осуществление сверки наиболее основных показателей раз в месяц.

Все это должно быть стартом к созданию единой информационной базы, существующей в двух структурах, в которой будет отображаться корректная информация в отношении числа налогоплательщиков, взыскание задолженности с которых находится на исполнении, сумм взысканий, поступивших в ходе исполнительного производства и т.д.

Как узнать задолженность по налогам?

Получить актуальную информацию по начисленным налоговым сборам и наличию налоговой задолженности можно любым из следующих способов:

Первые три способа позволят не только узнать налоговую задолженность, но и оплатить траснпортный, имущественный, земельный и любой другой тип налогов онлайн, но потребуют авторизации. Этими сервисами удобно воспользоваться, если вы уже являетесь зарегистрированным пользователем. Подробнее каждый из способов разберем ниже.

Для получения информации, большинство сервисов попросят указать идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), выданный вам при регистрации в налоговой службе.

Если у вас нет под рукой свидетельства ИНН, вы можете с легкостью узнать номер ИНН в интернете на сайте ФНС или портале госуслуг. Подробнее о том, как узнать свой ИНН читайте в инструкции

Кабинет налогоплательщика на сайте ФНС

Интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» сайта Федеральной налоговой службы предоставляет гражданам следующие возможности:

  1. Информирование о налоговых начислениях, произведенных оплатах, переплатах и задолженности по объектам налогообложения (транспортные средства, имущественные объекты)
  2. Налоговые уведомления и квитанции для оплаты налоговых начислений с возможностью их распечатать
  3. Оплачивать налоги через банки – партнеры ФНС России
  4. Программы для заполнения декларации 3 НДФЛ, заполнение декларации в режиме онлайн и отправка в электронном виде в налоговую службу с электронной подписью налогоплательщика с возможностью отслеживания статуса камеральной проверки

Еще одним плюсом использования «Личного кабинета налогоплательщика» является возможность обращения в налоговый орган без личного визита.

Регистрация и доступа к «Личному кабинету налогоплательщика» осуществляется одним из трёх способов:

  • С помощью логина и пароля, указанных в регистрационной карте, которую можно получить в любом отделении налоговой службы. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, и копию ИНН. Для получения регистрационной карты на ребенка до 14 лет дополнительно необходимо свидетельство о рождении ребенка и документ, удостоверяющий личность законного представителя.
  • С помощью учетной записи портала госуслуг
  • С помощью ключа электронной подписи/Универсальной электронной карты.

Как узнать задолженность по налогам через госуслуги?

Единый портал государственных услуг gosuslugi.ru также дает гражданам возможность получить информацию по налоговым сборам и пени в электронном виде. Для этого нужно воспользоваться электронной госуслугой информирования налогоплательщиков. Услуга доступна в только авторизованным пользователям портала, для ее получения необходимо войти в личный кабинет госуслуг.

Если вы не являетесь зарегистрированным пользователем портала госуслуг, обязательно воспользуйтесь нашей инструкцией по регистрации.

На портале госуслуг вы сможете не только получить актуальную информацию по начисленным налогам и пени, но и моментально оплатить задолженность с помощью банковской карты. Как правильно и быстро оплатить задолженности вам поможет разобраться подробная пошаговая инструкция по оплате налогов через госуслуги.

Узнать налоговую задолженность по ИНН без регистрации

Так как информация о задолженностях по налогам не является конфиденциальной, ее можно узнать не только на официальных государственных сайтах, но и при помощи других сервисов. Плюсы таких сервисов в том, что они, как правило, не требуют дополнительной регистрации.

В качестве примера, рассмотрим сервис «Налоги: проверка задолженностей» от Яндекс.Деньги. Сервис позволяет узнать количество задолженностей по налогам по ИНН.

Если у вас есть учетная запись в Яндекс, то, войдя под своим логином, вы сможете узнать точную сумму задолженности и оплатить её онлайн любым удобным способом — при помощи Яндекс.Денег, банковской карты или наличными. Квитанцию об оплате вы получите на вашу электронную почту Яндекс.

Как проверить налоговую задолженность без инн?

Если налог не был уплачен в отведенное время, то, скорее всего, в отношении вас было возбуждено исполнительное производство службой судебных приставов. Вы сможете узнать свою задолженность без ИНН на сайте Федеральной службы судебных приставов при помощи банка данных исполнительных производств. Подробную инструкцию вы можете найти в нашей статье Как узнать задолженность у судебных приставов.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Служба судебных приставов как налогоплательщика» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector