Судебные приставы это какая сфера деятельности

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебные приставы это какая сфера деятельности?».

Судебные приставы это какая сфера деятельности

Актуальность темы. Стадия исполнения вступившего в законную силу решения суда не менее важна, чем сам факт вынесения такого решения, поскольку конечным и главным результатом любого судебного процесса является восстановление нарушенных прав и свобод или возмещение причиненного вреда. Без хорошо организованной судебной системы и эффективного исполнения ее решений невозможно становление цивилизованного общества. Именно поэтому в 1997 году в России была воссоздана Федеральная Служба судебных приставов. Наше общество можно условно разделить на три большие группы. В первую группу попадут те, кому должны, во вторую те, кто должен и в третью те, кто принципиально не даёт и не берёт в долг. И так было всегда. Более того, кредитно-денежные отношения являются неотъемлемой частью современной экономики, так как они представляют один из источников инвестиций. Обязательства возникают не только из отношений займа. Одно лицо может быть обязано совершить в пользу другого какое-то действие или бездействие. Исполнение подобных обязательств так же важно для нормального функционирования социальной системы, как и исполнение обязательств долга. Там где есть обязательства, – там зачастую имеет место их неисполнение. И не всегда неисполнение обязательств связано с нежеланием их исполнять одной из сторон. На почве неисполнения обязательств в обществе возникают конфликты, которые иногда принимают открытый характер. Именно поэтому в обществе должен функционировать специальный орган, который брал бы на себя функцию посредника между теми, кто должен, и теми, кому должны. Необходимость подобного института подтверждается историческим опытом современной России. Имеется в виду развитие в нашей стране, так называемой криминальной юстиции, когда роль посредника по возврату долга за определённую плату брали на себя различные криминальные группировки. Но так долго не могло продолжаться, и в России был создан специальный орган исполнительной власти, который решает вопросы исполнительного производства. В этом и состоит актуальность темы исследования. Федеральная служба судебных приставов в России действительно имеет высокий уровень социальной значимости и её деятельность требует постоянного изучения и совершенствования. Объект исследования – Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации. Предмет исследования – сфера деятельности Федеральной службы судебных приставов в России, её нормативная база. Цель исследования – сферу деятельности, нормативную базу и роль Федеральной службы судебных приставов в России как органа исполнительной власти. Научная новизна исследования обусловлена не только его объектом и предметом, но и тем, что после принятия Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» автор работы осуществил анализ теоретических, организационных и правовых основ функционирования территориального органа Федеральной службы судебных приставов. Задачи исследования: • Изучить историю развития системы принудительного исполнения в России; • Рассмотреть службу судебных приставов как орган принудительного исполнения; • Провести анализ деятельности ФССП за прошедший период; • Сформулировать выводы.

Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим специализированные функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральная служба судебных приставов входит в состав (подведомственна) Министерства юстиции Российской Федерации и её руководство осуществляет Президент Российской Федерации через Министра юстиции. Как показало изучение исторического аспекта проблемы исследования, функции, которые выполняет Федеральная служба судебных приставов сегодня, всегда являлись неотделимыми от государства и реализовывались они в разное время разными государственными органами, что и обуславливает социальную значимость института судебных приставов. Кроме того, социальная значимость Федеральной службы судебных приставов в России на современном этапе её развития проявляется в первую очередь в том, что эта служба способствует становлению цивилизованных социальных отношений, вытекающих из гражданских прав и обязанностей, а также формирует в обществе чувство неизбежности наступления гражданской и юридической ответственности, что является сдерживающим фактором в асоциальном поведении. Если говорить более конкретно, то социальная значимость Федеральной службы судебных приставов в России проявляется в следующем: 1) способствует законному разрешению социальных конфликтов, формирующихся на почве нарушения долговых обязательств; 2) защищает интересы лиц, которые не приспособлены к самостоятельной жизни, а также лиц, имеющих право на материальное обеспечение (алиментные обязательства и иные обязательства по содержанию); 3) защищает интересы всего общества и государства через принудительное взыскание задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды; 4) способствует нормальному функционированию кредитно-денежной системы государства через принудительное изъятие кредитных денег из оборота у должников; 5) обеспечивает восстановление нарушенных прав через принудительное исполнение решений суда, что также важно для нормального развития социальной сферы. Говоря о социальной значимости Федеральной службы судебных приставов, необходимо отметить ряд следующих причин, которые способствуют снижению её уровня в Российской Федерации: 1) финансовый кризис, который вызвал новую волну социальных проблем, что способствует росту неисполнения долговых обязательств и формированию оправдательных мотивов у должников и негативного отношения к институту судебных приставов в обществе; 2) высокий уровень социальной несправедливости, что способствует формированию в обществе негативного отношения к элите и приводит к сдерживанию процесса роста общественного самосознания и как следствие – к распространению и общественному не порицанию случаев отказа от добровольного исполнения гражданских обязательств.

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 4 2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001. № 174-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 52 (ч. I) 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (ч. I) 4. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 03.06.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 41 5. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 01.12.2007) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2003. – № 22 6. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 30 7. Бакурова, Н.Н. О становлении и развитии института судебных приставов в России // Актуальные проблемы истории государства и права. – 2009. – № 2(11). – С. 57-63 8. Ермолаев, А.А. Судебный пристав – участник гражданского процесса // Российская юстиция. – 2012. – № 4. – С. 34-45 9. Исаенкова, О.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009 10. Исаенкова, О.В. Исполнительное производство: краткий курс и практикум для студентов и судебных приставов-исполнителей. – М.: Ай Пи Эр Медиа, 2009 11. Кабашов, С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции: Учебное пособие. – М.: Дело АНХ, 2009 12. Маркова, Н.С. История государственного управления в России. – М.: Издательство МГОУ, 2009 13. Суханова, Т.П. Применение судебными приставами-исполнителями ограничения права на выезд за пределы Российской Федерации. // Практика исполнительского производства. – 2008. – № 6. – С. 5-7 14. Треушников, А.М. Исполнительное производство: учебно-практическое пособие. – М.: Городец, 2007 15. Чухвичев, Д.В., Эриашвили Н.Д., Маилян С.С. и др. Исполнительное производство: учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2009 16. Щеголев, К.А. Кто правит современной Россией: Исполнительная власть. – М.: Астрель, 2009. – 670 с.

Частные судебные приставы возьмут на себя обязанности ФССП

Весной этого года Госдума рассмотрит законопроект, предлагающий создание в России инстутита частных судебных приставов-исполнителей.

В России появятся частные судебные приставы. Таким образом, у компаний и граждан будет право самим выбирать, кому доверить взыскание: Федеральной службе судебных приставов или частной организации.

Соответствующий законопроект, предлагающий изменения к законам «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», подготовило Министерство юстиции Российской Федерации под руководством бывшего замминистра Владимира Зубрина, сообщают «Известия».

Появление негосударственных организаций, занимающийся судебными взысканиями, в частности, повысят эффективность системы правосудия, в целом, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Мы решили узнать мнение экспертов, почему возникла необходимость введения института частных судебных приставов.

Эмин Агаев, адвокат Межрайонной коллегии адвокатов Кировской области, так пояснил инициативу Минюста:

«Я думаю, что, скорее всего, это будет связано с экономической стороной, так как государству не всегда выгодно взыскивать эти 100 или 200 рублей, как зачастую заявляют. В принципе, понять необходимость этого законопроекта можно. Дело еще в том, что государственные приставы в силу каких-то причин не всегда добросовестно выполняют свои обязанности. Если же это будет частная организация, то, соответственно, будут дополнительные какие-то оплаты со стороны частных лиц, которым необходимо выполнить какую-то определенную работу в кратчайшие сроки, что будет мотивировать приставов. Скорее всего, необходимость введения частных приставов возникла потому, что федеральная служба судебных приставов просто не справляется со своей работой. Я не знаю, с чем это связано: скорее всего, с объемом работ и временными рамками, а не с ограничениями по закону (к примеру, вроде того, что им не в каждое жилище позволяется заходить). Более того, года два назад уже предлагали ввести что-то подобное, тогда почему-то все отказались, сказали, что государство потеряет деньги. Однако это не так. Частные организации, которые частично возьмут на себя обязанности государственных приставов, будут платить налоги, так что государство здесь ничего не потеряет».

Законопроект вызывает много вопросов. Один из которых – для чего понадобилось создавать службу частных приставов, если уже существует и так большое количество коллекторских агентств, которые, по сути, выполняют те же функции взыскания задолженностей. Об этом и не только говорит Алексей Винокуров, директор Кировского представительства юридической компании «Яковлев и Партнеры»:

«С законопроектом знакомы в общих чертах. Уже сейчас понятно, что он достаточно сырой и, поэтому в процессе его рассмотрения может быть существенно переработан.

В моем понимании, необходимость появления такой инициативы обусловлена следующими моментами:

1) Попытка поставить точку в вопросе о том, кто такие коллекторы.

Коллекторы до настоящего момента — организации и лица, которые занимаются непонятной деятельностью, направленной на исполнение судебных актов или каких-либо обязательств. Статус их законодательно не определен, полномочия не регламентируются.

С одной стороны, коллекторами называются специалисты, которые организуют эффективное взаимодействие со службой судебных приставов, СМИ, используют интернет пространство, создавая в легальной сфере давление на должника, вынуждая его тем самым исполнить судебное решение. С другой стороны, это могут быть полуофициальные структуры, зачастую из бывших сотрудников силовых структур, которые занимаются «выбиванием» долгов. Негативная сторона коллекторской деятельности не сходит с экранов ТВ и страниц газет, концептуальным противником коллекторства до недавнего времени выступал Геннадий Онищенко.

Принятие данного закона, возможно, позволит определить статус и полномочия так называемых частных приставов, а остальных лиц, которые предлагают сходные услуги, поставит «вне закона». Таким образом, законодатель «зарегулирует» коллекторскую деятельность.

2) Второе, и надеюсь, главное, это попытка повысить эффективность исполнительного производства в целом. Не секрет, что проблемы в работе ССП имеются, и связаны они и с большой загруженностью специалистов и с низким профессиональным уровнем и большой текучестью кадров, обусловлены косностью механизмов управления структурой Службы.

В данном представлении частные приставы выглядят так же как и добровольные пожарные дружины, только мотивация в их работе, скорее всего, будет направлена на получение исполнительского сбора, и оказания дополнительных платных услуг взыскателю и иным участникам исполнительного производства. Помимо иных вопросов к законопроекту, мне не понятно как будет урегулирована этическая составляющая работы частных приставов. На мой взгляд, это тоже важный момент.

Таким образом, сложности, связанные с реализацией законопроекта для меня – это, во-первых, сложности, связанные с принятием данного закона, а, во-вторых, сложности, связанные с достижением целей законопроекта. Если по поводу борьбы с коллекторами возможно что-то получится, то про повышение эффективности сферы исполнения судебных решений говорить в ближайшей перспективе преждевременно».

В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Кировской области нам сказали, что они не обладают полномочиями комментировать законодательство в проектах, впрочем, как и само законодательство, так как, являясь органом исполнительной власти, они призваны исполнять закон, а не комментировать его.

Законопроект о создании института частных судебных приставов будет рассмотрен Госдумой уже этой весной.

Статьи по предмету Исполнительное производство

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Судебные приставы это какая сфера деятельности» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector