Судебные приставы как правоохранительные органы

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебные приставы как правоохранительные органы?».

110. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ

110. Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ

В Министерстве юстиции РФ создана и действует служба судебных приставов , целью которой является обеспечение соблюдения порядка в судебных заседаниях, исполнения судебных решении. Требования судебных приставов при исполнении служебных обязанностей обязательны для всех граждан и должностных лиц.

Служба судебных приставов призвана заменить ныне пока еще действующих при районных судах судебных исполнителей, чья работа в условиях резкого увеличения объема судебной деятельности и соответственно судебных решений, а также противодействия их исполнению оказалась малоэффективной.

Служба судебных приставов организуется и действует в соответствии с Федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». В состав этой службы входят:

Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

районные, межрайонные подразделения судебных приставов.

Возглавляет службу судебных приставов Главный судебный пристав РФ , являющийся по должности заместителем министра юстиции РФ. Он координирует и контролирует подразделения судебных приставов, назначает и освобождает от должности судебных приставов, проводит их аттестацию.

Департамент судебных приставов возглавляет заместитель Главного судебного пристава, а службу судебных приставов Управления военных судов – Главный военный пристав РФ . Службы судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ, являющиеся по должности заместителями начальника соответствующего органа юстиции, а районные и межрайонные службы приставов – старшие судебные приставы.

В зависимости от выполняемых обязанностей судебные приставы делятся на:

приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

приставов, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Служба судебных приставов — Курс лекций по правоохранительным органам

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России подведомственна Минюсту России.

Основными задачами ФССП России являются:

1. обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2. организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов;

3. управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией РФ;
  • Федеральным законодательством;
  • актами Президента РФ и Правительства РФ;
  • международными договорами РФ, актами Минюста России.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Права и обязанности судебных приставов:

  • обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;
  • выполняет распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюдением порядка в суде;
  • исполняет решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;
  • обеспечивает охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
  • проверяет подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивает по поручению судьи доставку к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;
  • поддерживает общественный порядок в судебных помещениях;
  • взаимодействует с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
  • предупреждает и пресекает преступления и правонарушения, выявляет нарушителей, а в случае необходимости задерживает их с последующей передачей органам милиции;
  • осуществляет привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу — исполнителю; и др.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:

  • обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск;
  • применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
  • проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю;
  • осуществлять личный досмотр граждан, находящихся в судебных помещениях, и граждан, подвергаемых приводу в суд или к судебному приставу-исполнителю, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных оснований полагать, что указанные граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Установлены следующие полномочия судебных приставов – исполнителей:

1. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, судебный пристав — исполнитель:

  • принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставляет сторонам исполнительного производства (далее — стороны) или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  • обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

2. Судебный пристав — исполнитель имеет право:

  • получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  • арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения; объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка; вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия.

Роль и место службы судебных приставов в системе правоохранительных органов в современной России

Защита и обеспечение прав человека представляет собой один из ключевых факторов в развитии демократичного общества, правового государства. Сегодняшнее социально-экономическое положение страны является препятствием на пути полномасштабного формирования демократических институтов. В этой ситуации особое значение приобретает правоохранительная деятельность.

Правоохранительная деятельность является одним из важнейших видов государственной деятельности, основным предназначением которой является обеспечение режима законности в демократическом обществе. Государство располагает специальными органами, созданными для осуществления правоохранительной деятельности. Через правотворчество, свои законодательные органы государство оснащает необходимыми полномочиями и надлежащими средствами воздействия правоохранительные учреждения, органы юрисдикции и правосудия.

Как вид государственной деятельности, правоохранительная деятельность обладает рядом существенных признаков:

  • 1. Реализуется в определённом порядке, установленном законом: контроль за соблюдением прав и свобод граждан и организаций, предупреждение, пресечение и выявление нарушения этих прав, принятие мер к устранению нарушений и их последствий, применение к виновным мер воздействия.
  • 2. Может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения и взыскания, регламентируемые законом, а также меры превентивного характера, направленные на предупреждение антисоциального и противоправного поведения, допускаемые лишь в установленных законом пределах.
  • 3. Наличие установленного законом исчерпывающего характера применяемых в процессе осуществления этой деятельности юридических мер воздействия. Это означает, что указанные меры должны строго соответствовать предписаниям закона.
  • 4. Реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определённых процедур.
  • 5. Реализация этой деятельности возлагается прежде всего на специально уполномоченные государственные органы — правоохранительные органы, наделённые властными полномочиями, исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.
  • 6. Обязательность решений и действий правоохранительных органов, их должностных лиц, принятых в пределах их компетенции и в соответствии с законом, для граждан, органов и организаций, которым они адресованы; возможность беспрепятственно обжаловать эти решения в установленном законом порядке, в том числе и в суде, а также установленная законом ответственность должностных лиц правоохранительных органов за вред, причинённый гражданам или организациям своими неправомерными действиями, и компенсация причинённого ущерба [4, с.16].

К правоохранительным можно отнести следующие органы и организации: суды, государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности (органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, налоговые органы, таможенные органы, органы юстиции), прокуратура, органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного расследования), органы по правовому обеспечению и правовой помощи (нотариат, адвокатура), негосударственные организации обеспечения безопасности (частные детективные и охранные службы).

Рассматривая вопрос о государственных правоохранительных органах, необходимо отметить, что они далеко не однородны. По мнению Э.П. Григониса вышеуказанные органы следует разделять на три группы: суд РФ, прокуратура РФ и иные правоохранительные органы РФ. Органы, входящие в последнюю группу, по своей юридической природе в основном однородны. Именно они, и только они, прямо или косвенно называются правоохранительными в соответствующих законодательных актах. К рассматриваемой группе правоохранительных органов относятся: налоговые и таможенные органы; органы внутренних дел и внутренние войска Министерства внутренних дел РФ; органы охраны основ конституционного строя и безопасности государства, а также Служба судебных приставов и уголовно-исполнительная система Министерства юстиции [5, с.12]

Все вышеназванные органы и войска, как отмечает Э.П. Григонис, обладают рядом общих существенных признаков:

Все они входят в структуру соответствующих федеральных

органов исполнительной власти, в чём их существенное отличие от суда и прокуратуры.

Все эти органы в той или иной мере осуществляют

правоохранительную деятельность, направленную на борьбу с преступностью и другими правонарушениями. Эта деятельность осуществляется посредством различных предусмотренных законом форм: в виде оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования уголовных дел, исполнения судебных решений по уголовным делам и делам об административных правонарушениях и др. Каждый из названных органов осуществляет хотя бы один из указанных видов правоохранительной деятельности, либо несколько видов, либо большинство из них.

Все эти органы являются военизированными и вооружёнными.

Это означает, что в них предусмотрены особые виды государственной службы (специальная или военная). Для сотрудников этих органов устанавливается особый порядок прохождения службы, специальные воинские звания, особый порядок внутрислужебных отношений, основанный на единоначалии и субординации. Вооружённость данных органов предполагает и применение ими в процессе своей деятельности огнестрельного оружия и специальных средств [5, с.13].

Среди государственных правоохранительных органов немаловажные задачи возложены на Министерство юстиции Российской Федерации, которое является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Правовое положение Минюста определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997г. СЗ, 22.12.1997, N 51, ст. 5712. и некоторыми другими нормативными правовыми актами. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а координирует деятельность Правительство РФ.

Структурно Минюст России включает департаменты, управления, отделы, структурные подразделения, руководство которыми осуществляют начальники, назначаемые министрами, а наиболее крупными — заместители Министра юстиции, назначаемые на должность и освобождаемые от неё Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Очевидно, что структурное построение центрального аппарата Минюста России обусловлено задачами и функциями, возложенными на него на современном этапе.

В соответствии с п. 5 Положения о Минюсте России на него возложены следующие основные задачи:

  • 1. реализация государственной политики в сфере юстиции;
  • 2. обеспечение прав и законных интересов личности и государства;
  • 3. обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности;
  • 4. обеспечение установленного порядка деятельности судов;
  • 5. обеспечение исполнения актов судебных и других органов;
  • 6. обеспечение исполнения уголовных наказаний.

Каждая из изложенных задач наполняется конкретным содержанием и возлагается на конкретное структурное подразделение. Одним из таких подразделений является служба судебных приставов. Именно на неё возложено непосредственное осуществление важной государственной функции — функции по исполнению судебных актов и актов других органов в Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, служба судебных приставов, выполняя задачи по исполнению судебных решений, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений, занимает важное место и играет особую роль в системе правоохранительных органов РФ.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Судебные приставы как правоохранительные органы» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector