Судебный пристав какая структура

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебный пристав какая структура?».

Службы судебных приставов и организация их деятельности (стр. 1 из 3)

Своей непосредственной целью исполнительное производство имеет принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, уполномоченных возлагать на граждан, организации и государство, в лице его органов и должностных лиц, те или иные обязанности (по уплате денег, передаче имущества, по совершению определенных действий или воздержанию от их совершения). Другая цель исполнительного производства – обеспечение реального восстановления нарушенных или оспариваемых прав, охраняемых законом интересов. Однако, даже, несмотря на принятие в 1997 г. Федерального закона «Об исполнительном производстве», который в достаточной мере подробно и детально регулирует отношения, связанные с исполнительным производством, уровень исполнения судебных решений и других юрисдикционных актов по-прежнему оставляет желать лучшего.

Исполнение судебных решений заключительный этап защиты нарушенных прав и интересов. Реализация юрисдикционного акта и есть в большинстве случаев тот результат, по которому можно судить об эффективности правоприменительной деятельности.

Система органов принудительного исполнения по своему социальному предназначению и месту в системе органов государственной власти Российской Федерации предназначена обеспечить реальное действие правовых норм с помощью мер правового принуждения в действиях участников правовых отношений. Развитие Службы судебных приставов РФ в современных условиях является одной из главных задач, напрямую влияющей на ход и темпы проведения в нашей стране судебной реформы, совершенствования законодательства. Именно служба судебных приставов обеспечивает неотвратимость имущественной и иной юридической ответственности должников в гражданском обороте, без чего невозможно решение значительной части экономических проблем в современной России.

1. Общие положения

Несмотря на некоторое несовершенство отдельных положений Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», принятие данных законодательных актов повлекло за собой ряд принципиальных позитивных изменений в организации принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов, уполномоченных законом.

Схематично организационная структура Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, установленная Федеральным законом «О судебных приставах», может быть представлена следующем образом:

Служба судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации Федеральный уровень

Департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ Служба судебных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ

Уровень субъектов РФ

Служба судебных приставов органа юстиции субъекта РФ

Уровень субъектов местного самоуправления

Территориальное подразделение Судебных приставов

(основное звено в системе Службы судебных приставов)

Однако реально существующая организационная структура Службы судебных приставов выглядит несколько иначе.

В действительности на федеральном уровне в настоящее время функционирует только Департамент судебных приставов. Формированию в составе центрального аппарата Минюста России Службы судебных приставов Управления Военных судов, которая должна была комплектоваться лицами офицерского состава и прапорщиками, проходящими службу в Вооруженных силах РФ и состоящими в штатах Минобороны РФ, воспрепятствовали правовые коллизии. Так, в соответствии с требованиями ст. 42 и 44 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» от 23.07.1999 г. № 1-ФКЗ Управление военных судов Министерства юстиции России, в структуре которого должны были функционировать подразделения военных судебных приставов, было упразднено, а за счет высвобожденной штатной численности в структуре Судебного департамента при Верховном суде РФ было создано Главное управление обеспечения деятельности военных судов.

В результате образовались правовые препятствия для формирования на федеральном уровне такой организационной структуры Службы судебных приставов Минюста РФ, которая предусмотрена Федеральным законом «О судебных приставах».

Тем не менее система принудительного исполнения судебных актов приобрела практически все основные организационно-структурные элементы, которые позволяют Службе судебных приставов эффективно развиваться и должным образом осуществлять свои функции.

2. Организация службы судебных приставов на федеральном уровне.

Служба судебных приставов Минюста РФ возглавляет Главный судебный пристав РФ, который по занимаемой должности одновременно является заместителем Министра РФ. Он руководит Службой в целом (в масштабах РФ) и отвечает за выполнение стоящих перед ней задач.

Главный судебный пристав РФ

 осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов;

 издает приказы, указания и распоряжения, регулирующие вопросы организации деятельности службы судебных приставов и порядок реализации мер материального и социального обеспечения судебных приставов, обязательные для исполнения всеми сотрудниками службы судебных приставов;

 в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов;

 осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение службы судебных приставов;

 рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности;

 несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов.

В составе Министерства юстиции РФ действует Департамент судебных приставов, который обеспечивает организационное и методическое руководство нижестоящими структурными подразделениями Службы судебных приставов. В состав Департамента входят отделы, организующие работу по отдельным направлениям деятельности Службы судебных приставов. Возглавляет департамент руководитель Департамента, который по занимаемой должности является заместителем Главного судебного пристава РФ

3. Организация службы судебных приставов на уровне субъекта РФ.

В субъектах РФ (республиках, краях, областях) образованы Службы судебных приставов субъектов РФ.

В составе Служб судебных приставов субъектов РФ действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

В настоящее время соответствующие структурные подразделения Службы судебных приставов созданы по всей территории РФ.

Кроме того, необходимо отметить, что во исполнение Указа Президента РФ от 13.05.2000 г. № 849 «О Полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» в федеральных округах учреждены Федеральные управления Министерства Юстиции РФ.

В структуре указанных Федеральных управлений в числе иных подразделений предусмотрены специальные отделы по контролю за исполнением судебных актов и актов иных уполномоченных законом органов.

4. Правовой статус судебных приставов.

За время, прошедшее с момента вступления в силу Закона «О судебных приставах» практически с «чистого листа» создана служба судебных приставов, входящая в систему юстиции. Она состоит из двух органически дополняющих друг друга «ветвей»: судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее — судебные приставы) и судебных приставов-исполнителей. За этот период был решен комплекс вопросов по организационному, кадровому, материально-техническому, правовому и учебно-методическому обеспечению службы.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов — исполнителей, На судебных приставов по ОУПДС возложены задачи обеспечение безопасности судей, свидетелей и участников судебного процесса, охрана помещения судов и поддержание в них установленного порядка, осуществление привода уклоняющихся от явки в суд лиц, участие в исполнительных действиях. Эта категория приставов проходит специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Судебные приставы — исполнители не наделены правом носить и применять оружие и специальные средства. Однако при необходимости они могут по указанию старшего пристава привлекать к совершению исполнительных действий судебных приставов по ОУПДС.

Конкретная работа по осуществлению принудительного исполнения судебных актов и актов других органов осуществляется именно в районном (территориальном) подразделении судебных приставов, которое фактически являются основным звеном системы исполнительного производства. В Москве, например, в настоящее время создано 12 отделов судебных приставов, распределенных по округам.. При арбитражном суде создан отдел службы судебных приставов Главного Управления юстиции города Москвы по исполнению решений арбитражных судов.

Закон о судебных приставах предоставляет судебным приставам — исполнителям обширные полномочия (ст.12). В их числе

получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

проводить у работодателей проверки исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

давать поручения гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

Органы принудительного исполнения. Статус судебного пристава-исполнителя

Принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации.

Основными задачами ФССП России являются:

  1. Обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  2. Организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве ;
  3. Управление территориальными органами ФССП России.

Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.

Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются ФЗ «Об исполнительном производстве», ФЗ «О судебных приставах» и иными федеральными законами.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

  • принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;
  • предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;
  • рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;
  • обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности;
  • получает и обрабатывает персональные данные при условии, что они необходимы для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, в объеме, необходимом для этого;
  • объявляет розыск должника по исполнительному документу, его имущества или розыск ребенка по исполнительному документу, содержащему требование об отобрании ребенка, и осуществляет такой розыск в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • осуществляет розыск на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

  1. получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения и справки;
  2. проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  3. давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  4. входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  5. арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  6. налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  7. использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  8. в случае неясности положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения обратиться в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения;
  9. объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  10. вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
  11. при совершении исполнительных действий проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, участвующих в исполнительном производстве;
  12. при исполнении служебных обязанностей обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск;
  13. совершать иные действия, предусмотренные ФЗ «Об исполнительном производстве».

Кто такие судебные приставы: Видео

Организация и структура Службы судебных приставов в РФ

Курсовая работа по исполнительному производству и гражданскому процессу

Содержание

Глава 1. История развития и место службы судебных приставов в системе органов юстиции. 4

1.1. История развития службы судебных приставов и исполнительного производства в России. 5

1.2. Место, роль и значение службы судебных приставов. 15

Глава 2. Организация и особенности функционирование службы судебных приставов. 19

2.1. Полномочия и задачи ФССП России. 20

2.2. Обеспечение деятельности судебных приставов. 29

Список использованных источников и литературы. 39

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. ФЗ от 31.12.2008 г. №7ФКЗ) // Российская газета. 1993. №237. 25 декабря.
  2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ. (в ред. от 25.12.2012 г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. №1. Ст. 1.
  3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 95-фз. (в ред. от 02.07.2013 г. №422-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2002. №30. Ст. 3012.
  4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. №138-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. №46. Ст. 4532.
  5. Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 г. №229-ФЗ (в ред. от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2007. №41. Ст. 4849.
  6. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63ФЗ (в ред. от 21.11.2011 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002 г. №23. Ст. 2102.
  7. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 г. №118-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1997. №30. Ст. 3590.
  8. О мировых судьях в Российской Федерации. Федеральный закон от 17.12.1998 г. №188-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 11.11.1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. №51. Ст. 6270.
  9. Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации». Федеральный закон от 29.12.1999 г. № 218-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 24.11.1999 г. // Собрание законодательства РФ. 2000. №1. Ст.1.
  10. О прокуратуре Российской Федерации. Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1. // Собрание Законодательства РФ. 1995. №47. Ст. 4472.
  11. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 05.04.2001 г. // Собрание законодательства РФ. 2001. №21. Ст. 2291.
  12. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.07.2008 № 724 (в ред. от 23.07.2013 г.). // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст.2290.
  13. Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации: Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1313 (в ред. от 05.02.2013 г.) // СЗ РФ. 2004. №42. Ст. 4108.
  14. Вопросы Федеральной службы судебных приставов: Указ Президента РФ от 13.10.2004 г. № 1316 (в ред. от 23.10.2008) // СЗ РФ. 2004. № 42. Ст. 4111.
  15. О порядке и размерах финансирования расходов, связанных с осуществлением приводов лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю: Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 № 1018 // СЗ РФ. 2009. № 2. Ст.224.
  16. Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов Приказ Министерства юстиции РФ от 09.04.2007 № 69 (в ред. от 30.12.2008 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. №19.
  17. Об изменении порядка выдачи на постоянное ношение и хранение боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов судебным приставам по обеспечению установленного порядка деятельности судов: Приказ ФССП России от 13.04.2006 № 45 // СПС КонсультантПлюс.
  18. О научно-консультативном совете при Федеральной службе судебных приставов: Приказ ФССП России от 14.04.2006 № 46 (с изм. от 22.04.2008 г.).
  19. Об утверждении Положения о порядке организации и проведения служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов: Приказ ФССП России от 13.06.2007 г. № 282.
  20. Об утверждении Расширенного перечня показателей деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов: Приказ ФССП России от 21.12.2007 г. № 644.

Литература

  1. Аристер Н.И., Курбатова Е.А., Муравьев Л.И. и др. Государственная служба и кадровая политика в Российской Федерации. СПб.: Издательство УЭФ, 2009. 164с.
  2. Артамонов Ю.Д., Головин Е.Г., Панишев С.А. Правовые основы государственной службы Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2009. 100 с.
  3. Афанасьев С.В., Алиев Т.Т. Гражданское процессуальное право: комментарии, схемы, таблицы. М.: Приор, 2008.
  4. Бельский К.С. Полицейское право. Лекционный курс. М.: Дело и сервис, 2012.
  5. Голубев В.М. Очерки по истории судебных приставов России. М. Московский университет МВД России. Издательство «Щит-М», 2011. 212с.
  6. Гражданский процесс / Под ред. В.В.Яркова. М.: Бек, 2008.
  7. Гуреев В.А. Комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах». М.: Волтерс Клувер, 2010. 312с.
  8. Елисейкин П.Ф. Предмет и принципы советского гражданского процессуального права. Ярославль, 1974.
  9. Захаров В.В. Будет исполнено! Организационно-правовые основы становления и функционирования института судебных приставов в дореволюционной России (1864 1917). Курск, 2007. 88с.
  10. Кононов О.В., Кокарев Ю.Г. «Судебные приставы: вчера, сегодня, завтра». М.: Форум, 2010. 310с.
  11. Мазурский В.В. Судебные приставы и исполнительное производство в законодательстве Российской Федерации. М.: Экзамен, 2012. 388с.
  12. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М.: Норма, 2008. 554с.
  13. Орлов В.А. Ответственность судебного пристава-исполнителя России. М.: Статут, 2010.124с.
  14. Самохвалов С.В. Судебные приставы допетровской Руси (Очерк истории института судебных приставов в XII- XVII веках). М.: Норма, 2002. 122с.

Судебная практика

  1. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2007 года по гражданским делам. Утвержден Постановлением Президиума ВС РФ от 1 октября 2007 г. // Бюллетень ВС РФ. – 2007. — №12.
  2. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 мая 2008 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 2008 г. — №10.
  3. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. №6/8 // Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации. – 1996. — №9.
  4. О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. №7 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. – 1995. — №3.
  5. Постановления Пленума Верховного суда РФ по гражданским делам с комментариями / Под ред. А.Н.Гусева. – М.: Инфра-М, 2007.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Судебный пристав какая структура» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector