Судебный пристав в каком институте

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Судебный пристав в каком институте?».

История образования института судебных приставов в России (стр. 2 из 5)

На судебных приставов возлагались самые разнообразные обязанности: охрана наследства, передача и отсылка по принадлежности денег и других ценностей, арест движимого и недвижимого имущества, его оценка, хранение и продажа с торгов, задержание должников, ввод граждан во владение имуществом, исполнение судебных приговоров о денежных взысканиях, поддержание порядка в залах суда и др.

Судебные приставы в своей деятельности по Уставу гражданского судопроизводства 1864 года полностью находились под контролем суда, при котором они состояли. Приступая к исполнительным действиям, судебный пристав докладывал председателю суда об избранном взыскателем способе исполнения. Кроме того, судебный пристав обязан был вести особый журнал, куда он записывал все свои действия по исполнению решений( ст.950 Устава гражданского судопроизводства). Этот журнал служил доказательством соблюдения приставом законов. По требованию сторон из него выдавались засвидетельствованные выписки. Все действия судебного пристава по исполнению решений в течении 2-х недель обжаловались в том суде, в округе которого исполнялось решения.

Институт судебных приставов был ликвидирован после Октябрьской революции одновременно с ликвидацией судебной системы Российской империи.

В советский период выполнение данной функции было возложено на судебных исполнителей, входивших в систему судебных учреждений. В подавляющем большинстве эту должность занимали женщины с достаточно низким уровнем оплаты труда, незначительным правовым статусом в системе государственной службы и крайне ограниченным объемом полномочий. Судебные исполнители входили в штат работников суда, подчинялись его председателю и фактически были лишь помощниками судьи, а все процессуальные решения в процессе реализации исполнительных документов принимались судьей и имели силу судебного решения.

1.2. Правовая основа истории деятельности судебных приставов.

Появление института судебных приставов в современной России – это, в определённой степени, возврат к российской юридической традиции, существовавшей до революции 1917 г. Новые судебные приставы – это, в какой- то мере, возрождение известного института судебных приставов, существовавшего ранее в России.

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского судебника.[1]

К XVIII веку практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Неудобства, связанные с таким порядком, привели к созданию особого круга лиц, занимающихся исполнением, — судебных приставов. Как характеризовал институт судебных приставов видный русский юрист той эпохи профессор Е.В. Васьковский, судебные приставы являлись органами судебной полиции. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.

Согласно ст.321 и 322 Учреждения судебных установлений к компетенции судебных приставов относились следующие полномочия: исполнение судебных решений и определений, доставка сторонам повесток и бумаг по делам, исполнение иных поручений судов, в том числе исполнение распоряжений председательствующего в судебном заседании.

Законодательство Российской империи устанавливало ряд квалификационных требований к лицам, желающим занять должность судебного пристава. Так, не могли быть судебными приставами лица, не достигшие 21 года; иностранцы; лица, объявленные несостоятельными должниками; состоящие на службе от правительства или по выборам; подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ограничению прав состояния, а также священнослужители, лишённые духовного сана по приговорам духовного суда; лица, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение или ограничение прав состояния, и те, кто, будучи под судом за такие преступления и проступки, не оправдан судебными приговорами; лица, исключённые из службы по суду, или из духовного ведомства за пороки, или же из среды обществ и дворянских собраний по приговорам тех сословий, к которым они принадлежат; лица, которым по суду запрещено хождение по чужим делам.[2]

Кроме того, кандидат на должность судебного пристава вначале исполнял свои обязанности в течение одного года, а затем, при условии надлежащего исполнения своих обязанностей, утверждался в должности. При этом требовалось внесение кандидатом денежного залога для обеспечения возмещения убытков, которые могли быть им причинены. Убытки, причинённые неправильными действиями судебного пристава, возмещались по судебному решению, из внесённого им денежного залога, а при его недостаточности – из прочего имущества самого судебного пристава.

Судебные приставы имели право избирать из своего состава совет в составе старейшины и нескольких членов, без определения сроков их полномочий. Судебные приставы могли ходатайствовать через свои советы о разрешении образовать им товарищества с круговой порукой друг за друга. Тем самым приставы принимали на себя ответственность за все убытки, которые могли быть причинены их действиями. Вместе с тем, расширялись дисциплинарные права советов судебных приставов. Они получали возможность безапелляционно лишать приставов причитающегося на их долю вознаграждения по таксе и штрафовать на суммы от 5 до 100 рублей, увольнять их на основании жалоб, удалять по неблагонадёжности и неспособности, принимать на их место других и добавлять к штатным приставам внештатных, доводя о всякой перемене в составе приставов до сведения председателей и прокуроров судебной палаты.

Исполнительный лист выдавался судом, вынесшим решение, а затем передавался взыскателем председателю того окружного суда, в округе которого должно было состояться исполнение решения. Ответчик извещался повесткой об исполнении. Судебный пристав производил опись и арест имущества должника, после чего оно продавалось с публичных торгов. Помимо Устава Гражданского судопроизводства принудительное исполнение регулировалось рядом других правовых актов, например Положением о взысканиях гражданских.[3]

При уездных судах, а также при губернских присутствиях волостных судов, верхних крестьянских судах не бело судебных приставов. Их обязанности исполнялись общей полицией или приставами окружных судов.

Однако могли быть назначены судебные приставы при мировых съездах мировых судей.

После 1917 г. функции судебного исполнения выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Достаточно подробно порядок принудительного исполнения раскрывался в ГПК РСФСР 1923 г., ряде других актов. Так, в 20-е годы, в период новой экономической политики, служба судебного исполнения работала достаточно активно в связи с оживлением гражданского оборота. Судебным исполнителем мог быть назначен гражданин, пользовавшийся избирательными правами, если он прослужил в течение одного года в какой-либо из должностей в органе советской юстиции или выдержал экзамен при губернском суде. Судебные исполнители назначались на должность или увольнялись с должности по распоряжению председателя губернского или окружного суда.

Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты.

Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

За исполнение судебных решений и других актов исполнители взыскивали сборы по установленным таксам, которые подразделялись следующим образом: 75 % шло в доход государства, а 25 % в общий фонд для вознаграждения судебных исполнителей данной губернии или других лиц, фактически исполнивших решение. При распределении сумм из фонда между судебными исполнителями вознаграждение распределялось по баллам. Во внимание принимался характер и количество исполненных дел, успешность проведённых ими взысканий, отдалённость и характер района их работы, условия передвижения и другие объективные условия работы. Из подлежащей выдаче судебному исполнителю суммы 20 % удерживалось для вознаграждения делопроизводителя данного исполнителя.

Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г., ряде подзаконных актов, например Инструкциях Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24.04.1973 г., об исполнительном производстве от 15.11.1985 г. В тот период окончательно сложилась действовавшая до середины 90-х годов XX века система исполнительного производства СССР и России.

Исполнительное производство характеризовалось рядом признаков:

Во-первых, исполнительное производство носило государственный характер;

Во-вторых, судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;

Судебный пристав

Суде́бный при́став (судебный исполнитель) — должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений.

В США обеспечение деятельности федеральных судов осуществляет Служба маршалов США, а окружных и местных (городских) судов осуществляет Департамент Шерифа округа.

В России судебные приставы — должностные лица — государственные гражданские служащие Российской Федерации, на которых Федеральным законом «О судебных приставах» возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также по осуществлению правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

Содержание

История судебных приставов России [ | ]

Первое упоминание о судебных приставах датировано в документах времен Новгородской феодальной республики (1136—1478 г.).

В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: «а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом», говорится в Новгородской Судной грамоте.

В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497—1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте «Указе о уезду». Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги). Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной.

Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он — должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного.

Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник «ухоронится» от него у себя в деревне или «учинится силен», приставу предоставлялось право «взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника».

За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашенных лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьей», «Устав уголовного производства», «Устав гражданского производства». В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом).

Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу — заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.

В соответствии с «Учреждением судебных установлений» судебными приставами не могли быть лица, «не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду». Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в «благонадежной нравственности» и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.

Судебные приставы, наделенные особыми правами, имели некоторые преимущества перед чиновниками других ведомств. За сопротивление при исполнении судебных постановлений, других распоряжений властей, а также иных законных действий судебных приставов виновные лица наказывались лишением всех прав состояния и ссылкой на каторжные работы на срок от 4 до 6 лет, ссылкой в Сибирь на поселение, отдачей в арестантские роты и т. п.

По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864—1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан черного с зеленым отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением «столпа закона» (сенатского чекана), черные с зеленым отливом брюки и черную двухпольную шляпу с шитьем по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, черный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным Убором служила фуражка черного с зеленым отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета. На тулье — кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золоченый знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.

В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.

Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала XX века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы.

В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырех бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания.

С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР «О милиции», принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнес исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.

Возрождение службы судебных приставов в современной России относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. «Об исполнительном производстве».

ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ

В исторических документах, подписанных Императором Алек­сандром в Царском Селе 20 ноября 1864 г. говорится, что должна быть правда и милость царствовать в судах, «в Рос­сии суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей над­лежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общест­венное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего».

Были составлены, рассмотрены и утверждены следующие зако­ны:

1) Учреждение судебных установлений;

2) Устав уголовного судопроизводства;

3) Устав гражданского судопроизводства;

4) Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В ходе разработки судебной реформы 1864 г. был образован ин­ститут судебных приставов, который существовал к тому времени уже во многих европейских странах.

Принятые законы определили порядок всего судопроизводства в целом и деятельности судебных приставов в частности.

Судебные приставы того периода состояли:

• при кассационных департаментах Правительствующего се­ната для исполнения действий, возлагаемых на них устава­ми уголовного и гражданского судопроизводств и Учрежде­нием судебных установлений;

• при судебных палатах для исполнения действий, возлагае­мых на них уставами уголовного и гражданского судопроиз­водств и Учреждением судебных установлений;

• при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроиз­водств и Учреждением судебных установлений.

Законодательство того периода конкретно указывало, что не все граждане могут быть судебными приставами. Так, напри­мер, не могли быть судебными приставами: 1) не достигшие двадцати одного года;

3) объявленные несостоятельными должниками;

4) состоящие на службе от правительства или по выборам;

5) подвергшиеся по судебным приговорам лишению или ог­раничению прав состояния, а также священнослужители, лишенные духовного сана по приговорам духовного суда;

6) состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собою лишение или ограничение прав со­стояния, и те, которые, были под судом за такие преступ­ления и проступки, но оправданы судебными приговора­ми;

7) исключенные из службы по суду или из духовного ведом­ства за пороки или же из среды обществ и дворянских соб­раний по приговорам тех сословий, к которым они при­надлежат;

8) те, коим по суду воспрещено хождение по чужим делам.

Как гласят исторические документы, «судебные приставы при

Окружных судах и судебных палатах избирались председате­лями сих мест, а при кассационных департаментах Сената обер-прокурорами оных по надлежащему удостоверению в благонадежной нравственности и способностях кандида­тов к исполнению принимаемых ими на себя обязанно­стей».

Судебные приставы приводились к присяге на должность духов­ным лицом их вероисповедания по определенной форме на общем собрании департаментов или отделений того судеб­ного места, к которому конкретный судебный пристав на­значался. После принятия присяги судебному приставу вы­давались:

1) свидетельство о поступлении его в должность судебного пристава с указанием, местности, назначенной ему для жительства;

2) особый знак, присвоенный должности судебного приста­ва для ношения при отправлении служебных его обязан­ностей;

3) особая печать.

Судебные приставы должны были иметь постоянное место жи­тельства. Например, состоящие при кассационных департа­ментах Сената и при судебных палатах — в том городе, в котором находится Сенат или палата; из состоящих при окружных судах — одни в том городе, в котором находится окружной суд, а «прочие в других местах, в состав судебно­го округа входящих».

Судебные приставы получали за свою работу определенное со­держание.

Основные права и обязанности судебного пристава:

• в случае оказанного судебному приставу сопротивления он имеет право требовать содействия местной полицейской и даже военной власти, которые обязаны оказывать ему это содействие без промедления;

• о всяком противодействии судебному приставу во время ис­полнения им обязанностей или о нанесенном ему оскорб­лении он составлял особый протокол за подписью свидете­лей, а также чиновников или служителей местной полиции, если они при этом присутствовали;

• всякое нанесенное судебному приставу во время исполне­ния им своих обязанностей оскорбление и всякое сопро­тивление законным его требованиям или распоряжениям почитаются преступлениями против властей, правительст­вом установленных, и подвергают виновных наказанию;

• судебный пристав не должен принимать на себя каких-либо действий, касающихся его жены или же родственников его до четвертой и свойственников до второй степени включи­тельно;

• судебные приставы обязаны были содержать книги для за­писи как о каждом данном им поручении, так и об испол­ненных ими служебных действиях, и представлять эти кни­ги для проверки;

• жалобы на личные действия судебных приставов, а также на их медленность приносились председателю того судебного места, при котором состоял конкретный судебный пристав, а в кассационных департаментах Сената — обер-прокуро­рам.

Первоначально деятельность судебных приставов широкого по­всеместного распространения не получила. Практический опыт последующих лет показал, что институт судебных приставов жизненно необходим, и это обстоятельство было особо подчеркнуто при обсуждении Закона о преобразова­нии местного суда, одобренного Государственной Думой и Государственным Советом и утвержденного 15 июня 1912 г.

Институт судебных приставов был ликвидирован после Октябрь­ской революции одновременно с ликвидацией старой су­дебной системы Российской империи. После 1917 г. функ­ции судебного исполнения выполняли судебные исполни­тели, состоявшие при судах.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Судебный пристав в каком институте» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector