Действия приставов могут быть обжалованы прокурору

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Действия приставов могут быть обжалованы прокурору?».

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей

Вследствие загруженности службы судебных приставов в процессе их деятельности неизбежны ошибки, как технического характера, так и в применении норм законодательства об исполнительном производстве.

В целях их устранения, а также для своевременной и полной реализации требований исполнительных документов заинтересованным лицам предоставлено право обжалования действий судебных приставов-исполнителей вышестоящему должностному лицу, а также по месту совершения обжалуемых действий в арбитражный суд либо суд общей юрисдикции, в зависимости от того, каким судебным органом выдан исполнительный документ.

При этом действия главного судебного пристава Российской Федерации, а также постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены только в суде.

По смыслу закона правом обжалования в данном случае обладают любые заинтересованные лица, чьи права нарушены незаконными действиями (либо бездействием) судебных приставов-исполнителей.

Порядок ведомственного обжалования действий судебных приставов-исполнителей определен ст.ст. 121-127 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Жалоба подается в письменной форме непосредственно лицу, действия которого обжалуются, либо вышестоящему должностному лицу.

Срок рассмотрения жалобы составляет 10 дней с момента ее поступления. По результатам лицо, рассматривающее жалобу, вправе отменить оспариваемое постановление нижестоящего судебного пристава-исполнителя, а также признать его действия неправомерными и определить порядок устранения выявленных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение десяти дней со дня его поступления к соответствующему должностному лицу.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется заявителю не позднее трех дней со дня его принятия.

Порядок судебного обжалования действий (бездействия) приставов-исполнителей определен ст. ст. 121, 128 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 441 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также ст. 329 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В арбитражных судах по месту совершения оспариваемых действий рассматриваются дела, связанные с исполнением исполнительных документов, выданных арбитражными судами, а также если нарушены права и законные интересы граждан и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, созданы препятствия для ее осуществления.

В остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Если исполнительное производство (в рамках которого производились обжалуемые действия (бездействие) либо было вынесено обжалованное затем постановление или иной документ) входит в состав сводного исполнительного производства, в котором в числе исполнительных листов хотя бы один – из суда общей юрисдикции, то заявление будет рассматривать именно последний.

Срок подачи заявления – 10 дней с момента осуществления обжалуемых действий либо с момента, когда заявитель узнал об их осуществлении. Указанное заявление государственной пошлиной не облагается.

Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае признания действий судебного пристава-исполнителя незаконными лицо, чьи права и законные интересы нарушены, вправе в судебном порядке потребовать компенсации морального и материального вреда, причиненного такими действиями.

Кроме того, рассмотрение обращений о неправомерных действиях судебных приставов-исполнителей в соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» также входит в компетенцию органов прокуратуры.

Сроки и порядок рассмотрения таких обращений определяются общими правилами, установленными законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан.

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Компетенция прокуроров по надзору за исполнением за­конов судебными приставами определяется системой су­дов, за которыми закреплены конкретные подразделения приставов.

Деятельность судебных приставов, обеспечива­ющих установленный порядок деятельности судов и осуще­ствляющих исполнительное производство по актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов, находится в поле зрения территориальных прокуроров.

Говоря о полномочиях территориальных прокуроров в рассматриваемой области, следует отметить, что они не от­личаются заметной спецификой и по сути своей являются об­щенадзорными , т.е. включают в себя арсенал полномочий по выявлению, пресечению и устранению нарушений законов и принятию мер к отмене издаваемых должностными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • По всей России: +7 (800) 350-73-32
Прокурор вправе (полномочия прокурора):
    1. проводить проверки исполнения за­конов судебными приставами в соответствующих службах, отделах и иных структурных подразделениях приставов;
    2. поручать проведение проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам су­дебных приставов;
    3. вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса (в случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя);
    4. затребовать в прокуратуру (либо знакомиться на месте) для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы;
    5. направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу;
    6. предостерегать должностных лиц ФССП о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»);
    7. внести представление об устранении допущенных на­рушений, причин и условий, им способствующих;
    8. поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия;
    9. возбудить уголовное дело (в случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений).

В ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» указано, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц). Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повышенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за испол­нением законов судебными приставами, поскольку возмо­жен выход последних за рамки предоставленных им закон­ных полномочий, что может затрагивать права и законные интересы участников исполнительного процесса.

В случае поступления в прокуратуру жалобы на дей­ствия (бездействие) судебного пристава-исполнителя проку­рор вправе вызвать соответствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затронутого вопроса. При этом неявка судебного пристава к прокурору без уважи­тельных причин может повлечь за собой вынесение послед­ним постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), с направлением его в соответству­ющий суд для принятия решения.

Прокурор также вправе затребовать в прокуратуру (либо ознакомиться на месте) для изучения исполнительное производство , претензии к содержанию которого имеются у заявителя, другие материалы. При этом непредставление ис­полнительного производства либо воспрепятствование в иной форме со стороны судебного пристава-исполнителя за­конным требованием прокуроров может являться основани­ем для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном на­званной выше статьей КоАП РФ.

Исполнительный процесс представляет собой крайне ем­кую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение уста­новленного законом порядка осуществления тех или иных процедур со стороны судебных приставов-исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности приставами выносятся отдельные процессуальные документы, напри­мер: постановление о возбуждени исполнительного произ­водства, постановление об окончании исполнительного про­изводства и ряд других регламентированных законом актов.

В силу ст. 23 ФЗ «О прокуратуре РФ», наделяющей прокурора правом приносить протест на противоречащий закону правовой акт , прокурор вправе направить протест на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, в т. ч. вышестоя­щему должностному лицу. Условием эффективности приня­тия этой меры реагирования является своевременность ее применения, т.е. когда с момента вынесения незаконного по­становления прошел незначительный период времени и по­следствия принятия решения судебным приставом-исполни­телем не приняли необратимый характер.

Предостережение о недо­пустимости нарушения закона (в соответствии со ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ») объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории кото­рых относятся и судебные приставы.

В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявле­ны нарушения требований законов в деятельности судебных приставов, не связан­ные с вынесением правовых актов, прокурор вправе внести представление об устранении допущенных на­рушений , причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным приставам-на­рушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Представление прокурора может быть внесено и по резуль­татам обобщения нескольких обоснованных (удовлетворен­ных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения про­цессуального характера носят систематический характер. В случае выявления в деятельности судебных приста­вов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномо­чиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), проку­рор возбуждает в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства уголовное дело.

Действия приставов могут быть обжалованы прокурору

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)

686050, Магаданская область, Тенькинский район, п. Усть-Омчуг
ул. Горняцкая, д. 51

Приемная: (41344) 2-21-29 (факс)

685000, г. Магадан
ул. Якутская, д. 65

Приемная: (4132) 65-49-99 (тел/факс)

686110, Магаданская область, Хасынский район, п. Палатка
ул. Юбилейная, д. 19а

Приемная: (41342) 9-21-00 (факс)

686310, Магаданская область, Сусуманский район, г. Сусуман
ул. Набережная, 3

Приемная: (41345) 2-26-62 (факс)

686232, Магаданская область, Ягоднинский район, п. Ягодное
ул. Квартал 60 лет СССР, д. 1

Приемная: (41343) 2-31-34 (факс)

685910, Магаданская область, Ольский район, п. Ола
ул. Лесная, д. 5а

Приемная: (41341) 2-57-97 (факс)

686160, Магаданская область, Среднеканский район, п. Сеймчан
ул. Советская, д. 2

Приемная: (41347) 9-48-59 (факс)

686410, Магаданская область, Омсукчанский район, п. Омсукчан
ул. Транспортная, д.2

Приемная: (41346) 9-19-54 (факс)

686430, Магаданская область, Северо-Эвенский район, п. Эвенск
ул. Чубарова, д. 10

Приемная: (41348) 2-23-56 (факс)

Календарь новостей

« Апрель 2019 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30

Контактная информация

Мы находимся по адресу:

685000, г. Магадан,
просп. Карла Маркса, д. 17

Телефоны для связи:

7 (4132) 62-47-98
7 (4132) 62-48-98 (факс)

Электронная почта:

Взаимодействие со СМИ и общественностью:

Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области. Информация о взаимодействии со СМИ для получения информационных материалов по различным аспектам деятельности прокуратуры Магаданской области.

Прокурор разъясняет. Возможности обжалования действий судебных приставов-исполнителей.


Обжалование решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей возможно как вышестоящим должностным лицам ФССП (федеральная служба судебных приставов), так и в арбитражные суды или суды общей юрисдикции. Порядок досудебного разбирательства не является обязательной стадией.

Жалоба подается по месту нахождения должностного лица – судебного пристава-исполнителя: в арбитражный суд или суд общей юрисдикции, выдавший исполнительный лист, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Суд может отказать в принятии жалобы, поданной с нарушением подведомственности.

Гражданский-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя не только взыскателем и должником по исполнительному производству, но и любым другим лицом, чьи права и свободы были нарушены действием или решением судебного пристава.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя подается в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действия, установления факта бездействия судебного пристава-исполнителя. В случае не извещения о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда лицо узнало о вынесении постановления, совершении действия, установлении факта бездействия судебного пристава-исполнителя.

Срок рассмотрения жалобы вышестоящим должностным лицом ФССП составляет 10 дней с момента её поступления.

Кроме того, органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов судебными приставами. Гражданин вправе обратиться в органы прокуратуры с жалобой на решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней.

При поступлении обращения, прокуратурой проводится проверка, по итогам которой, в случае выявления в действиях судебных приставов-исполнителей нарушений закона, прокурор применяет меры прокурорского реагирования.

В частности, при выявлении нарушений прокурор может:
— внести представление об их устранении нарушений главному судебному приставу с постановкой вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности;
— приносить протесты вышестоящим должностным лицам на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей;
— при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов-исполнителей, выносить постановление о направлении материалов проверки в следственный орган;
— обратиться в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлением о признании незаконным решения, действия, бездействия судебного пристава-исполнителя.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Действия приставов могут быть обжалованы прокурору» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector