В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Кому действия судебного пристава по оупдс могут быть обжалованы?».
Кому действия судебного пристава по оупдс могут быть обжалованы
Именем Российской Федерации
15 марта 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
председательствующего судьи Иванова Д.Н.
при секретаре Ивановой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Каданова Ю.О. на действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
Каданов Ю.О. обратился в суд с жалобой на действия судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (ОУПДС) УФССП по Смоленской области, указав, что ДД.ММ.ГГГГ. в 16 час. 16 мин. прибыл в здание УФССП по Смоленской области для ознакомления с материалами сводного исполнительного производства. Однако на входе судебный пристав по ОУПДС незаконно потребовал у него вынуть из карманов, а также из находящегося при нем портфеля все содержимое. На просьбу объяснить, какие законные достаточные основания предоставили судебному приставу право такого требования и предложение произвести досмотр, представители заинтересованного лица не отреагировали, в связи с чем он был вынужден покинуть здание Управления. Полагает, что своими действиями судебные приставы нарушили его конституционные права и просит признать их действия незаконными и направить в адрес главного судебного пристава по Смоленской области частное определение о недопустимости нарушений действующего законодательства подчиненными ему судебными приставами.
В судебном заседании Каданов Ю.О. доводы жалобы поддержал.
Представители УФССП по Смоленской области Александрова Н.В. и Грибов С.Н. жалобу не признали, ссылаясь на то, что при прохождении заявителя через ворота металлодетектора, последний сработал, в связи с чем посетителю судебными приставами в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления пропускного режима в административное здание УФССП России по Смоленской области было предложено выложить на стол имеющиеся металлические предметы, однако Каданов Ю.О. от данной процедуры отказался. В дальнейшем судебными приставами по ОУПДС был пригашен заместитель начальника специализированного отдела Грибов С.Н., которым также заявителю было предложено выложить металлические предметы, на что тот ответил отказом и предложил самостоятельно осмотреть его дипломат, а затем покинул здание.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» в обязанности судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов входит, в том числе, при исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел;
При осуществлении своих обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ. в 16 час. 16 мин. Каданов Ю.О. прибыл в здание УФССП по Смоленской области с целью ознакомления с материалами сводного исполнительного производства, в бюро пропусков ему был выдан разовый пропуск № 1207.
При прохождении Каданова Ю.О. через рамку металлодетектора она сработала, в связи с чем судебными приставами по ОУПДС Комисарук Д.Н. и Кондрашевым Р.А. было предложено заявителю выложить имеющиеся при нем, в том числе в дипломате, металлические предметы, на что получили отказ. Приглашенный судебными приставами начальник специализированного отдела Грибов С.Н. также предложил заявителю выложить металлические предметы, на это Каданов Ю.О. попросил объяснить основания предъявления к нему таких требований и предложил приставам самостоятельно совершить его досмотр. После того, как судебные приставы не усмотрели оснований для такого досмотра, заявитель покинул здание Управления.
Указанные обстоятельства подтверждаются показаниями свидетелей Комисарук Д.Н., Кондрашева Р.А. и по существу заявителем не оспариваются.
Данные действия заинтересованных лиц суд находит не противоречащими закону.
В соответствии с п.3.1 Инструкции о порядке осуществления пропускного режима в административное здание УФССП РФ по Смоленской области, утвержденной приказом УФССП России по Смоленской области от 13.02.2009г. № 97 пропускной режим в административное здание Управления обеспечивается судебными пристава по ОУПДС СООД.
Согласно п.4.2 Инструкции судебный пристав обязан осведомиться у посетителя о наличии у него огнестрельного, холодного оружия, спецсредств и других запрещенных к проносу предметов. Посетители, давшие отрицательный ответ, проходят через стационарный металлодетектор. При срабатывании металлодетектора судебный пристав предлагает посетителю выложить на стол металлические предметы. В случае отказа от данной процедуры или же при обнаружении запрещенных к проносу предметов посетитель в административное здание Управления не допускается.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что действия судебных приставов по ОУПДС при осуществлении пропускного режима соответствовали вышеназванной Инструкции, в связи с чем являются правомерными.
Данные действия, предусматривающие предложение посетителю при срабатывании металлодетектора выложить металлические предметы, по существу направлены на обеспечение безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества сотрудников Управления и его посетителей и не могут рассматриваться как ущемляющие конституционные права заявителя.
В силу п.1.2 Инструкции выполнение установленной ею требований пропускного и внутриобъектового режима обязательно для исполнения всеми лицами, посещающими или находящимися в административном здании Управления.
Доводы заявителя о том, что в случае наличия достаточных оснований полагать о наличии у него при себе запрещенных к проносу предметов, судебные приставы могли произвести досмотр, сами по себе основанием для признания незаконными действий не являются.
Право судебного пристава осуществлять личный досмотр лиц и находящихся при них вещей, установленное ч.2 ст.11 Федерального закона «О судебных приставах», связывается с обязательным условием допустимости его проведения при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
В данном случае таких условий допустимости судебные приставы по ОУПДС не усмотрели. Превышения должностных полномочий при исполнении приставами по ОУПДС обязанностей и нарушения прав заявителя судом не установлено.
Что касается требований заявителя о вынесении частного определения (статья 226 ГПК РФ) то следует иметь в виду, что частное определение суд выносит по своей инициативе. Лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений и могут лишь обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости вынесения частного определения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 199, 441 ГПК РФ, суд
В удовлетворении требований Каданова Ю.О. отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение десяти дней.
Решение в окончательной форме изготовлено 21.03.2011г.
Статья 19. Ответственность судебных приставов, надзор и контроль за их деятельностью. 1. Действия судебного пристава могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд. Обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.
2. Судебный пристав несет ответственность за проступки и правонарушения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
4. Надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
Комментарий к статье 19
1. Действия судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебного пристава — исполнителя могут быть обжалованы вышестоящему должностному лицу или в суд.
Вышестоящими должностными лицами в соответствии с Федеральным законом являются соответственно старший судебный пристав подразделения, который организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов (ст. 10 Закона); главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, который также организует, координирует, но уже деятельность всей службы судебных приставов соответствующего субъекта Российской Федерации, рассматривает жалобы на действия судебных приставов в порядке подчиненности и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на соответствующую службу судебных приставов (ст. 9 Закона); главный судебный пристав Российской Федерации, осуществляющий руководство деятельностью службы судебных приставов, рассматривающий жалобы на действия судебных приставов и несущий предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность за выполнение задач, возложенных на службу судебных приставов России (ст. 8 Закона).
Должностные лица, о которых сказано выше, рассматривают жалобы и заявления граждан, обеспечивают и контролируют сроки разрешения и проверок жалоб в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и от 2 апреля 1988 г.
2. Обжалование действия или бездействия судебного пристава вышестоящему должностному лицу в порядке подчиненности не исключает одновременного обращения граждан или организаций в суд за защитой своих прав от действия или бездействия судебного пристава.
Судебная защита прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, прав граждан и организаций при исполнении судебным приставом своих служебных обязанностей является реализацией конституционных положений о гарантировании каждому судебной защиты его прав и свобод, об обжаловании в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ст. 46 Конституции Российской Федерации).
3. Обжалованию в порядке подчиненности или в суд подлежат также и действия или бездействия старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации и главного судебного пристава Российской Федерации. Этот вывод следует из приведенной выше ст. 46 Конституции Российской Федерации.
4. В соответствии с п. 1 комментируемой статьи и ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава — исполнителя по исполнению исполнительного документа или на отказ его в совершении таких действий, взыскателем или должником может быть подана жалоба.
Установлен 10-дневный срок для обжалования, который исчисляется со дня совершения обжалуемого действия либо отказа в совершении действия. Однако этот срок, в случае уважительности причин, может быть продлен судом.
Рассмотрение жалоб на действия судебного пристава — исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного на основании решения арбитражного суда, осуществляется арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава — исполнителя. Рассмотрение жалоб на действия судебного пристава — исполнителя по исполнению всех иных видов исполнительных документов осуществляется судом общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава — исполнителя. При наличии сводного исполнительного производства, если в нем имеется хоть один исполнительный лист, в пользу физического лица, представляется наиболее правомерным обжалование действий либо бездействия судебного пристава — исполнителя в суд общей юрисдикции.
Аналогичной нормой является ст. 428 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, которая сейчас применяется с учетом положений ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
По общему правилу ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны экономические споры и иные дела, участниками которого являются юридические лица и граждане — предприниматели, вместе с тем ч. 5 названной статьи предусматривает возможность отнесения к подведомственности арбитражного суда и других дел при условии, если об этом прямо сказано в Федеральном законе.
Оснований к отказу в принятии жалоб на действия (бездействия) судебных приставов быть не может, поскольку ч. 5 ст. 22 АПК РФ прямо указывает на это.
Следует также отметить, что по смыслу п. 1 комментируемой статьи и п. 1 ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не исключается возможность обжалования в суд действий судебного пристава, как оформленных соответствующим постановлением, так и не оформленных им в виде отдельного постановления, но совершаемых при исполнении служебных полномочий.
Если вопросы обжалования действий (бездействия) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов в порядке подчиненности должностным лицам службы судебных приставов сомнений не вызывает, то обжалование их действий в суд и выбор суда, очевидно, может быть отнесен к месту исполнения судебным приставом по обеспечению установленного порядка деятельности судов своих служебных обязанностей, т.е. если имеют место действия (бездействия) судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности суда в арбитражном суде — жалоба подается в арбитражный суд по месту совершения обжалуемого действия, и, соответственно, в суд общей юрисдикции, если действие (бездействие) имело место быть там.
Пунктом 2 комментируемой статьи установлена ответственность судебного пристава за проступки и правонарушения, совершенные им при исполнении своих служебных обязанностей. Будучи должностным лицом, состоящим на государственной службе, судебный пристав несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Как уже отмечалось ранее, ответственность государственного служащего, коим является судебный пристав, предусмотрена Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Как государственный служащий судебный пристав отвечает перед органом юстиции, где состоит на службе по нормам Кодекса законов о труде.
В пункте 3 комментируемой статьи предусмотрено, что ущерб, причиненный судебным приставом гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. С учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 16, 1064, 1069) к органу юстиции, где состоит на службе судебный пристав, предъявляются требования о возмещении материального ущерба, причиненного действием или бездействием судебного пристава.
Физическое лицо — гражданин с требованием о возмещении причиненного судебным приставом вреда обращается в суд общей юрисдикции по нормам Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Если же действием (бездействием) судебного пристава ущерб причинен юридическому лицу либо гражданину — предпринимателю, то исковое заявление о возмещении вреда подается в арбитражный суд по общим правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
5. Настоящим пунктом указано, что в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В этой связи Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры обеспечивают надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих полномочий, связанных с реализацией важнейших конституционных прав и законных интересов граждан и организаций. Надзор за исполнением предусматривает: точное исполнение Федеральных законов «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах», регламентирующих возбуждение исполнительного производства и совершение исполнительных действий, законность действий судебного пристава при осуществлении функций как при обеспечении установленного порядка деятельности судов, так и при исполнении судебных актов и актов других органов.
Прокурорский надзор предусматривает и рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных судебными приставами при осуществлении ими своих полномочий преступлений.
Вместе с тем здесь следует отметить, что прокурорский надзор за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами должен, естественно, предусматривать и обеспечивать защиту судебного пристава от необоснованных обвинений и посягательств на него, как на должностное лицо, как на государственного служащего.
Глава IV. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов
Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан обеспечивать в суде, а при выполнении отдельных процессуальных действий вне здания, помещений суда безопасность судей, присяжных заседателей и иных участников судебного процесса. Соответсвенно те приставы по ОУПДС, которые охраняют суды там постоянно работают. также в их обязянности входит обеспечивать по поручению судьи безопасность доставки уголовного дела и вещественных доказательств к месту проведения судебного заседания. Во время дежурства в здании суда пристав по ОУПДС должен поддерживать общественный порядок в здании, помещениях суда.
При необходимости выполнять распоряжения председателя суда, председательствующего в судебном заседании судьи по обеспечению общественного порядка в здании, помещениях суда. Также приставы по ОУПДС осуществляют охрану здания, помещений суда. А в случае принятия решения об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме осуществлять такую охрану. Так же в обязанности входит осуществление охраны зданий, помещений Федеральной службы судебных приставов.
Существует еще одна интересная обязанность пристава по ОУПДС на основании постановления суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов осуществлять принудительный привод лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда (судьи) или дознавателя службы судебных приставов, а так же на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом.
Судебный пристав по ОУПДС по поручению старшего судебного пристава обязан обеспечивать безопасность судебных приставов-исполнителей, иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей. Во время исполнении служебных обязанностей предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, а в случае необходимости передавать правонарушителей в органы внутренних дел. При выявлении признаков преступления составить рапорт об этом и направить его старшему судебному приставу для принятия решения в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.
В службе есть отдельное подразделение, которое исполняет на основании постановления судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и помещении указанного лица в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», должно обеспечивать препровождение иностранных граждан или лиц без гражданства в указанные специальные учреждения. Данные действия так же могут быть исполнены на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Пристав по ОУПДС обязан препровождать иностранного гражданина или лицо без гражданства, в отношении которого приставом-исполднителем назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
При осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову судьи, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя, судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения в целях задержания и принудительного доставления лица, уклоняющегося от явки по вызову, при наличии достаточных оснований полагать, что на этой территории, в этом помещении может находиться указанное лицо. Так же при осуществлении привода лица, уклоняющегося от явки по вызову суда, входить в жилые помещения в случае, указанном в постановлении суда.
В целях обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий судебный пристав по ОУПДС имеет право входить на территории, в помещения совместно с судебным приставом-исполнителем в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «Об исполнительном производстве». При совершении исполнительных действий пристав по ОУПДС имеет право проверять документы, удостоверяющие личность, у лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также при осуществлении привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову суда, дознавателя службы судебных приставов или судебного пристава-исполнителя.
При выполнении своих служебных обязанностей судебный пристав по ОУПДС имеет право в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, осуществлять личный досмотр лиц, находящихся в зданиях, помещениях судов, зданиях и помещениях Федеральной службы судебных приставов, а также досмотр находящихся при них вещей при наличии оснований полагать, что указанные лица имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства.
Судебный пристав по ОУПДС имеет право не допускать в здание, помещения суда, здания и помещения Федеральной службы судебных приставов лиц, имеющих при себе оружие, боеприпасы (за исключением лиц, осуществляющих конвоирование и (или) охрану лиц, содержащихся под стражей), взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества и иные представляющие угрозу для безопасности окружающих предметы, вещества и средства, в случае необходимости задерживать указанных лиц и передавать их в органы внутренних дел.
В случае необходимости пристав по ОУПДС имеет право осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. При исполнении служебных обязанностей может обращаться за содействием к сотрудникам органов внутренних дел, органов миграционного учета, органов федеральной службы безопасности, органов, уполномоченных в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также к военнослужащим внутренних войск. Так же имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.
Судебный пристав по ОУПДС в процессе несения службы:
— обеспечивает безопасность судебного пристава-исполнителя;
— не допускает нахождения посторонних лиц (не участвующих в исполнительном производстве) в месте совершения исполнительных действий;
— обеспечивает сохранность служебной документации и бланков, а также изъятых у должника денежных средств, имущества и ценностей;
— при необходимости обращается к сотрудникам органов внутренних дел за помощью для проверки документов, удостоверяющих личность у лиц, находящихся в месте совершения исполнительных действий;
— периодически по средствам связи докладывает старшему группы о складывающейся ситуации, выполняет его указания;
— в соответствии с установленными полномочиями пресекает преступления и правонарушения в месте совершения исполнительных действий, при необходимости задерживает нарушителей с дальнейшей передачей их в орган внутренних дел.
Судебному приставу по ОУПДС при участии в исполнительных действиях запрещается:
— самостоятельно совершать какие-либо исполнительные действия, подменять судебного пристава-исполнителя;
— предпринимать действия по вскрытию помещений или хранилищ должника;
— отлучаться куда бы то ни было без разрешения старшего группы или судебного пристава-исполнителя;
— отвлекаться по вопросам, не связанным с исполнением служебных обязанностей, в том числе заниматься погрузкой имущества и т.п.;
— обсуждать с кем бы то ни было из сторон исполнительного производства или другими лицами действия судебного пристава-исполнителя и ход проводимых мероприятий.
В случае воспрепятствования законной деятельности судебного приставаисполнителя или судебного пристава по ОУПДС в различных формах ненасильственного характера (отказ в допуске на объект или в помещение, непредставление необходимых служебных документов и т.п.) правонарушитель предупреждается об административной ответственности.
При продолжении указанных действий судебным приставом-исполнителем или судебным приставом по ОУПДС составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.8 КоАП РФ. При невозможности составления данного протокола на месте судебные приставы вправе применить меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении (доставление, административное задержание) в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
В случае возникновения реальной угрозы жизни и здоровью судебных приставов (силовое сопротивление, нападение и т.п.) судебные приставы по ОУПДС вправе применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с действующим законодательством. При необходимости судебные приставы имеют право обратиться за помощью к сотрудникам органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
Если в действиях нарушителей имеются признаки составов преступлений, предусмотренных УК РФ, судебные приставы подают рапорт старшему судебному приставу, на основании которого в установленном порядке готовятся необходимые материалы для возбуждения уголовного дела.
Это видео поможет лучше понять процедуру.
Поделитесь своим мнением на тему «Кому действия судебного пристава по оупдс могут быть обжалованы» в комментариях.