Обжалование постановление пристава как действие бездействие

В этой статье юрист Алексей Князев отвечает на популярный вопрос: «Обжалование постановление пристава как действие бездействие?».

Настольная книга судебного пристава-исполнителя

Специфика оспаривания действий (бездействия) ФССП России и ее должностных лиц в судебном порядке

Служба судебных приставов является неотъемлемой составляющей системы органов исполнительной власти Российской Федерации. Отношения, возникающие в связи оспариванием постановлений, действий (бездействия) как судебного пристава-исполнителя, так и иных должностных лиц службы носят особый публично-правовой характер, что соответственно обусловливает специфику процедуры рассмотрения таких жалоб, отличной от той, которая предусмотрена для частноправовых споров.

Итак, судебный пристав-исполнитель согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О судебных приставах» является должностным лицом, состоящим на государственной гражданской службе. В этой связи обжалование его действий в судебном порядке сходно с обжалованием действий иных должностных лиц, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, однако имеет и свою специфику, обусловленную исполнительным производством.

Согласно законодательству Российской Федерации в целом и КоАП РФ в частности должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления. Отличительной особенностью должностного лица является не срок осуществления им своих полномочий, а именно специфические полномочия, осуществление функций представителя власти либо выполнение организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций и место в системе органов (государственный орган или орган местного самоуправления).

При этом под должностным лицом ФССП России следует понимать руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместителей; руководителя территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместителей; руководителя структурного подразделения территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместителей; судебного пристава-исполнителя: судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.

Деятельность судебных приставов-исполнителей регулируется федеральными законами «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах», АПК РФ, ГПК РФ, ведомственными нормативными актами.

Таким образом, действующее законодательство об исполнительном производстве, являясь комплексным, соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности (гражданской процессуальной, арбитражной процессуальной, административной процессуальной, гражданской и иных отраслей права) и рассчитано на реализацию актов как судебных, так и несудебных юрисдикционных органов (налоговых, административных и др.), в связи с чем можно также утверждать, что оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — это межотраслевой институт гражданского процессуального права и арбитражного процессуального права.

Законом об исполнительном производстве регулируется как судебный, так и внесудебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, законодательство Российской Федерации предусматривает ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника, в частности, путем введения института оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, главного судебного пристава Российской Федерации и их заместителей), в порядке подчиненности, а также в судебном порядке. Следует отметить, что действующее законодательство об исполнительном производстве сам порядок предварительного внесудебного обжалования постановлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не устанавливает.

Оспаривание в судебном порядке имеет преимущество перед внесудебным. Данный вывод обусловлен следующим. Если по жалобе аналогичного содержания судом принято решение, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы обязано отказать в рассмотрении но существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий. В свою очередь если решение судом еще не принято, то в соответствии с ч. 2 ст. 126 вышеуказанного Закона рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, подлежит приостановлению.

Таким образом, обжалование постановлений действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства, а обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя отличается от прочих публично-правовых споров тем, что оно возбуждается на основании не заявления, а жалобы, которая не облагается государственной пошлиной за ее подачу.

Объектом обжалования могут являться:

  • решение, которое принимается на основе нормативного правового акта в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя. Под решением следует понимать любой письменно оформленный распорядительный (правоприменительный) акт, исходящий от уполномоченного на то должностного лица, влекущий правовые последствия для конкретных лиц (субъектов) и содержащий предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера» 1 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. М.. 2003. С. 191. .

Как справедливо отмечает А.С. Набока, решения являются разновидностью действий должностных лиц соответствующих органов, право на их обжалование не может быть ограничено какими-либо критериями, например наименованием соответствующего документа, наличием (отсутствием) каких-либо реквизитов и т.д. 2 Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, научно-практический) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 477. ;

  • действия, т.е. осуществление какой-либо деятельности, с которой связано наступление юридических последствий, оформленные надлежащим образом, а также совершенные без какого-либо оформления (оформление по такому рода действиям не предусмотрено, либо предусмотрено, но оформление результатов действия или самого действия не производилось, хотя должно было производиться). К действиям относится также и «отказ в совершении действия»;
  • бездействие, представляющее собой не отказ в совершении какого-либо действия, так как отказ по сути является действием, а невыполнение соответствующим лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия, вопреки требованиям закона, правоприменительного акта, в том числе судебного решения и т.д.

Гражданам принадлежит право выбора: обратиться ли к вышестоящему должностному лицу (старшему судебному приставу, главному судебному приставу субъекта Федерации, главному судебному приставу РФ) или в суд.

Необходимо отметить, что внесудебное разбирательство не является обязательной стадией. Так, обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу службы может стать достаточно действенной мерой для устранения нарушений, допущенных судебным приставом-исполнителем.

§ 1. Оспаривание и обжалование постановлении и действии (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов

Статья 121 Закона об исполнительном производстве предусматривает, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Таким образом, существует судебный и административный порядок оспаривания (обжалования). Выбор способа защиты своих прав (обжалование или оспаривание) предоставляется лицу, у которого они были нарушены. При одновременном оспаривании и обжаловании одних и тех же постановлений (действий) судебного пристава рассмотрение жалобы будет приостановлено до рассмотрения соответствующего заявления судом (ч. 2 ст. 126 Закона об исполнительном производстве).

Единственное постановление, которое может быть только оспорено в суде, но не обжаловано в порядке подчиненности, — о взыскании исполнительского сбора.

Следует отметить, что судебные приставы могут также выносить постановления о привлечении к ответственности за несоблюдение законодательства об исполнительном производстве. Поскольку такие постановления относятся к сфере регулирования административного права, то и порядок их обжалования будет регулироваться не Законом об исполнительном производстве, а Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Лицами, обладающими правом на оспаривание (обжалование), являются как стороны исполнительного производства, так и иные лица, чьи законные интересы были затронуты постановлением, действием или бездействием судебного пристава.

Оспаривание (обжалование) постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) осуществляется в течение десяти дней со дня вынесения соответствующим должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, оспаривание (обжалование) осуществляется в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).

Объектом оспаривания (обжалования) являются постановления и действия (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов. На практике возникает проблема с определением характера и сроков бездействия пристава. В этом случае рекомендуется либо обращаться к закону, где указаны содержание и сроки предполагаемых, но не осуществляемых приставом действий, либо самостоятельно направить ему соответствующее требование, содержащее указание на характер и сроки ожидаемых действий, после истечения которых можно будет исчислять срок на оспаривание (обжалование) бездействия.

Также следует отметить, что в рассматриваемом в настоящем параграфе порядке защищаются только нарушенные права участников публичных властеотношений. В случае причинения деятельностью пристава имущественного вреда права пострадавшего защищаются в рамках искового производства, о чем будет сказано ниже, в третьем параграфе настоящей главы.

Оспаривание постановлений (действий) должностных лиц службы судебных приставов осуществляется в судебном порядке и регулируется гл.

Особенности рассмотрения заявления об оспаривании постановлений (действий) судебных приставов, в том числе по сравнению с иными должностными лицами, указаны в ГПК РФ и АПК РФ:

1. Процессуальная форма обращения в суд — заявление.

2. Государственная пошлина при обращении в суд не уплачивается (п. 7 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ).

3. Срок обращения в суд — в течение 10 дней со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов (ч. 2 ст. 441 ГПК РФ).

4. Срок рассмотрения заявления — 10 дней с момента поступления в суд заявления об оспаривании постановления (действия) судебного пристава (ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве, абз. 2 ч. 1 ст. 200 АПК РФ).

5. К участию в деле привлекаются все стороны в исполнительном производстве, вне зависимости (абз. 2 ч. 2 ст. 199 АПК РФ) от того, кто был инициатором обращения в суд.

В остальном рассмотрение и разрешение дел об оспаривании постановлений и действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов рассматривается в общем порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ и гл. 24 АПК РФ.

Обжалование постановлений (действий) должностных лиц службы судебных приставов в порядке подчиненности регулируется гл. 18 Закона.

Оспаривание в порядке подчиненности означает, что на судебного пристава-исполнителя жалоба подается старшему судебному приставу; на старшего судебного пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, на главного судебного пристава субъекта РФ (и его заместителей) — главному судебному приставу РФ. Обжалование постановлений главного судебного пристава РФ невозможно, в этом случае допускается только оспаривание в судебном порядке.

В случае, если постановление пристава при его вынесении утверждается вышестоящим приставом (ч. 5 ст. 24, ч. 7.1 ст. 33,

ч. 2 ст. 46, ч. 8 ст. 65, ч. 3 ст. 66, ч. 3 ст. 67, ч. 14 ст. 86, ч. 3 ст. 103, ч. 5 ст. 109.1, ч. 2 ст. 112, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве), то оно обжалуется следующему по должности приставу. Например, постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, обжалуется главному судебному приставу субъекта РФ.

Срок рассмотрения жалобы — 10 дней с момента ее поступления. По итогам рассмотрения жалобы выносится постановление, которое в свою очередь может быть по усмотрению заинтересованного лица как обжаловано в порядке подчиненности, так и оспорено в суд.

Таким образом, действующее законодательство позволяет заинтересованному лицу, в зависимости от сложившейся ситуации, самому выбрать соответствующий способ защиты прав: оспаривание действий и актов должностных лиц службы судебных приставов в суде или в порядке подчиненности.

Обжалование постановление пристава как действие бездействие

Библиографическая ссылка на статью:
Шматов М.А. Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/01/13860 (дата обращения: 26.03.2019).

Стадия исполнительного производства является завершающей стадией гражданского, арбитражного и административного процессов. На ней достигается цель всего судебного разбирательства – защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Процесс исполнения требований исполнительного документа характеризуется императивностью действий и обязательностью актов органов Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации. В связи с этим наличие властных полномочий по отношению к участникам исполнительного производства дает ФССП РФ поле для злоупотребления своими правомочиями. Более того, в ходе исполнительного производства нередки случаи и превышения органами и должностными лицами ФССП РФ своих полномочий.

Оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в судебном порядке происходит независимо от их обжалования в административном порядке вышестоящим должностным лицам ФССП РФ. Единственной особенностью является то, что постановления, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены только в суде (ч. 2 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” (далее Закон № 229-ФЗ)).

В действующем процессуальном законодательстве предусмотрены два порядка обжалования – в порядке арбитражного процесса и в порядке административного судопроизводства. Ранее, до принятия и вступления в силу Кодекса административного судопроизводства от 08.03.2015 г. № 21-ФЗ, производство данной категории дел происходило в рамках гражданского процесса. Теперь же сам ГПК РФ в ст. 441 говорит о том, что постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Тем не менее, разграничение компетенции между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, установленное в ст. 128 Закона № 229-ФЗ, не претерпело изменений в связи с принятием нового процессуального кодекса.

Так, согласно ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях, когда исполняется выданный арбитражным судом исполнительный документ; в отношении организации или индивидуального предпринимателя исполняются акты органов, осуществляющих контрольные функции, судебные и иные акты по делам об административных правонарушениях, а также исполняется постановление пристава о взыскании судебных расходов и исполнительского сбора. АПК РФ могут быть предусмотрены иные случаи.

Во всех остальных случаях заявление об обжаловании должно подаваться в суды общей юрисдикции.

Заявление, поданное в суд, рассматривается в десятидневный срок по правилам процессуального законодательства.

17 ноября 2015 года было принято Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 50 “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Данное Постановление не оставило также в тени и оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.

Лицами, имеющими право на судебное оспаривание постановлений, действий и бездействия приставов, являются не только стороны исполнительного производства, но и иные лица, которые считают, что нарушены их права и интересы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и интересов, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность (ст. 218, 360 КАС РФ, 198 АПК РФ, 121 Закона № 229-ФЗ). Также право оспаривания принадлежит, в том числе органам и учреждениям, являющимся администраторами доходов соответствующего бюджета, на счета которых согласно исполнительному документу подлежат зачислению указанные в нем денежные средства (ст. 160.1 БК РФ).

Сама по себе отмена вышестоящим должностным лицом в административном порядке оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя в период рассмотрения дела судом не может служить основанием для прекращения производства по этому делу, если применение такого постановления привело к нарушению прав, свобод и законных интересов заявителя (административного истца). Окончание либо прекращение исполнительного производства сами по себе не препятствуют рассмотрению по существу судом заявления об оспаривании конкретного постановления либо действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, повлекших неблагоприятные последствия для заявителя (административного истца).

Административное исковое заявление, заявление об оспаривании подается в суд общей юрисдикции, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (ст. 219 КАС РФ, ст. 198 АПК РФ и ст. 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом, но при отсутствии уважительных причин пропуска он будет являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Требования в порядке судебного оспаривания предъявляются к судебному приставу-исполнителю, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются. К участию в деле в качестве административного ответчика, органа или должностного лица, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, также необходимо привлекать территориальный орган ФССП России, в структурном подразделении которого исполняет (исполнял) обязанности судебный пристав-исполнитель, поскольку при удовлетворении требования заявителя судебные расходы могут быть возмещены за счет названного территориального органа ФССП России.

В случае оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя другая сторона исполнительного производства (взыскатель или должник) подлежит привлечению к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

Как таковая подача заявления или административного иска об оспаривании постановления пристава не являются основанием для обязательного приостановления исполнительного производства. Суд вправе при рассмотрении заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в этом же процессе разрешить вопрос о приостановлении исполнительного производства полностью или частично по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя (ст. 39 Закона № 229-ФЗ). Заявление о приостановлении исполнительного производства рассматривается в десятидневный срок в судебном заседании с извещением взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя, неявка которых не препятствует разрешению указанного заявления (ст. 440 ГПК РФ, ст. 358, 359 КАС РФ, ст. 324, 327 АПК РФ).

Постановление Пленума № 50 также дает определение незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя, определяя его как ситуацию, когда пристав имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.

При подаче как административных исковых заявлений, так и заявлений в суд об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается.

Это видео поможет лучше понять процедуру.

Поделитесь своим мнением на тему «Обжалование постановление пристава как действие бездействие» в комментариях.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Adblock
detector